Апостерио́ри (а постериори, используется также лат. a posteriori, буквально — из последующего) знание, полученное из опыта. Противопоставляется априорному знанию (доопытному знанию, знанию априори). Значение термина исторически менялось. Нынешнее значение установилось благодаря И. Канту.

пятница, 11 января 2013 г.

Площадь Лихачева

VII Всероссийский Конкурс творческих работ cтаршеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» - междисциплинарная олимпиада школьников по комплексу предметов «Гуманитарные и социальные науки»

Конгресс петербургской интеллигенции, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»  проводят открытый конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.10.2012 № 869 Конкурс включен в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 году.
Официальным информационным источником Конкурса является научный сайт «Площадь Д.С.Лихачева» (http://www.Lihachev.ru) НОУ ВПО «Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов». Информация о Конкурсе распространяется также через официальный сайт НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» (http://www.gup.ru), средства массовой информации.
Предметом Конкурса являются творческие работы. Творческая работа представляет собой сочинение, в котором автор развивает конкретное положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева, сформулированное в одной из нижеприведенных цитат:
«Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются» 
Лихачев Д.С. Без доказательств. – СПб., 1996.

«Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст» 
Лихачев Д. С. Письма о добром. – СПб., 2002.

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла» 
Лихачев Д. С. Декларация прав культуры (проект идей) // Д. С. Лихачев. Университетские встречи. 16 текстов. – СПб., 2006.
«… Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим» 

Лихачев Д. С. Заметки о русском. – СПб., 1998.
«У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, - для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими “границами на замке”, чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало» 
Лихачев Д.С. О русской интеллигенции: письмо в редакцию // Прошлое – будущему: статьи и очерки. – Л., 1985.

«Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым… Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя» 
Лихачев Д. С. Письма о добром. – СПб., 2002.

«Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием» 
Лихачев Д. С. Культура и совесть //Лихачев Д. С. Русская культура. – М., 2000.

«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. ... Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать» 
Лихачев Д. С. Письма о добром. – СПб., 2002.

«... Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города » 
Лихачев Д. С. Провинция и великие “малые” города //Лихачев Д.С. Русская культура. – М., 2000.

«Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память»
Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность //Лихачев Д.С. Русская культура. – М., 2000.

«В чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой "духовной культуры". Это и есть "бездуховность" - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы» 
Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб., 2002.
«Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной степени своими» 
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.

«Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн» 
Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Д. С. Лихачев. Университетские встречи. 16 текстов. – СПб., 2006.

«Русская культуросфера одна способна убедить каждого образованного человека в том, что он имеет дело с великой культурой, великой страной и великим народом. Для доказательства этого факта нам не требуется в качестве аргументов ни танковых армад, ни десятков тысяч боевых самолетов, ни ссылок на наши географические пространства и залежи природных ископаемых» 
Лихачев Д. С. Русская культура // Лихачев Д. С. Русская культура. – М., 2000.  
«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную осёдлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии» 
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.

Участник конкурса имеет право избрать для своего сочинения любую цитату. Выбранная участником конкурса цитата является эпиграфом к творческой работе и определяет научные и духовно-нравственные приоритеты раскрытия темы.

Конкурс состоит из двух туров.
Первый тур (заочный): получение, рецензирование и отбор жюри Конкурса лучших творческих работ, претендующих на получение премии.
Второй тур (очный): публичная защита творческих работ на Лихачевском форуме старшеклассников России в рамках XIII Международных Лихачевских научных чтений и определение победителей.
Творческие работы принимаются до 31 января 2013 года (по почтовому штемпелю).
От каждого участника принимается не более одной работы.
Творческие работы необходимо направить в Оргкомитет Конкурса по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, или по электронной почтеconkurs@gup.ru.